Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 26.06.05

Источник: www.gr-oborona.ru

Илья, г. Новосибирск
Уважаемый Игорь Федорович, хочу получить конкретный ответ, нужно ли покупать СД от ХОРа или ждать выпуска от Мистерии? Хочу собрать полную коллекцию на СД, но прочитав, что готовится переиздание дисков решил подождать… В чем будет существенная разница?
PS- приезжайте с концертом в «рок-сити», ждем снова!!!

— С удовольствием приедем в Рок-Сити, нам очень понравилось.
Существенная разница: все записи выпускаются с использованием не того, что было тогда, каждый раз, в данный момент, из-за чего возникала определенная ограниченность. Все это монтируется и реставрируется впервые с архивных, «необработанных» мастеров. Кроме того, выпускается ВСЁ: с дублями, вариантами, что записывалось в ТО, конкретное время в ГрОб-студии, и это всё максимально соответствует не нынешней концепции, а именно той идее, с какой эти вещи создавались и чего хотелось добиться именно тогда, но не удавалось по тем или иным причинам. Включаются и вещи, вообще никогда не опубликованные… Все это сопровождается авторскими комментариями и насколько возможно технически — архивными фотоматериалами. Так что в принципе те альбомы, что уже вышли на ХОРе или где-то еще, тоже обладают коллекционной ценностью, ибо изначально отличны от ОРИГИНАЛЬНОГО звука и оформления.

Игорь М, Москва
Здравствуйте, Егор. Это правда, что в «Реанимацию» мог бы войти «Электрический пес» БГ? Если да, чем Вас привлекла эта песня? Какие еще песни не попали в альбом? Спасибо.

— «Электрический Пёс» записан для трибьюта БГ, но так туда и не попал по всяким там причинам. Считаю, что это лучшая его песня.
Что касается альбома, то всё, что должно было туда попасть, туда попало. Единственное, о чем мы можем проговориться, что помимо Реанимации и ДСЖ изначально планировался — и планируется — параллельный им альбом с пилотным названием «Зачем Снятся Сны», с другими, сырыми, первоначальными вариантами текстов, которые очень сильно отличаются от оригинала. Планируем дописать его и выпустить где-то через год, не раньше.

Илья, Севастополь
Здравствуйте, Егор! Два животрепещущих вопроса к Вам:
1. Расскажите, пожалуйста, о репетициях ГО.
2. Есть ли внутри ГО демократия в музыкальных вопросах и вообще?
Спасибо за ответы.

— Так как у нас изменился состав, то говорить в прошедшем времени не имеет смысла. А как это будет теперь, нам тем более неизвестно.

Артем, Тольятти.
Здравствуй, Егор. Очень хочется узнать, почему музыкальная композиция с «реанимации» называется «Песня барсука»?

— Не скажу. Думайте сами, решайте сами. Одно могу сказать: очень неспроста.

Ларкин Денис (DENIS г. Люберцы)
1. Егор, расскажи пожалуйста о твоём отношении с именно РУССКОЙ природой, то есть какой твой любимый лес, насколько ты любишь бывать где-то на природе? Имеется ли у тебя какое-то любимое место в лесу или поле и где оно?

— Любимое место у меня везде, где людей нет. Чем дальше оно от людей, тем любимее для меня. Что такое русская природа, мне непонятно по определению, я вообще не причисляю себя к жителям данной страны, подъезда, этажа, принципиальной какой-нибудь широты-долготы и т. п. Живу ЗДЕСЬ. В данном пространстве, данном времени. И то не всегда, слава богу.

2. У меня иногда складывается мнение, что альбом Сто Лет Одиночества (мой любимый) сочинялся где-то далеко от людской суеты, в полной гармонии с природой и никакого отношения к этому миру не имеет на данный момент:). Так ли это?

— Одно можно сказать, что он создавался абсолютно вне ситуации, в которой были долгие годы, то есть находились да и находимся после — то есть постоянные концерты, разъезды и т. п. Года три мы буквально ничего не делали вообще, не давали никаких концертов, сидели по домам или бродили по лесам, жили в полное свое удовольствие. Ни от чего не зависели. Только сочиняли и записывались.

3. На Гостевой Книге Официального Сайта возник огромный спор по поводу звука на твоих последних двух альбомах. Я решил поинтересоваться, на самом ли деле эти альбомы записаны с лучшим по твоему мнению звуком и какое место ты уделял звуку на протяжении всего своего творчества? Согласен ли ты с таким «утверждением», что когда группа подберёт для себя подходящий, истинный звук, она начнёт выпускать одинаковые по сути альбомы и в итоге прекратит свой творческий рост?
Огромное спасибо за то, что ГО существует на этой планете. Удачи.

— Это не лучший или худший звук, такой цели вообще никогда нет. Это именно такой звук, который был нужен для записи ИМЕННО ЭТИХ вещей. Звук, кстати, я считаю, очень простой, «минимальный». Раньше я себе бы такого не позволил, обязательно навертел бы кучу всякого. Первоначально, кстати, так и собирался сделать. Потом в некий момент решил просто собрать воедино все самые значимые приемы-клише, свойственные нашему творчеству за всю историю. Потому что в определенном смысле этот альбом — что-то вроде оперы про нас самих. Вообще звуку уделял всегда первейшее, главнейшее место. Всё, что я вообще оцениваю, когда слышу — это звук, насколько это похоже или непохоже ни на что звучит. Например, The Who меня потрясли в первую очередь своим звуком, а уже во вторую очередь тем, ЧТО они играют. У нас, заметьте, ВСЁ звучит очень странно во все периоды и во всех проектах, по-хорошему странно. Не было никогда задачи сделать плохой звук. Всегда задача была достичь эффекта, чтобы у человека от звука терялось внутреннее равновесие, уверенность, вообще бы ехала крыша. Посему вопрос о достижении «идеального» звука считаю неуместным. Это примерно как достичь максимально благоприятного для себя восприятия действительности, в нем погрязнуть и больше не жить.

Мария. Москва.
1. В недавно вышедшей энциклопедии омской рок-сцены нашла любопытный фрагмент. Он ниже. Прокомментируйте, пожалуйста, этот отрывок: в каком году имел место этот случай, выступили ли на сцене перечисленные участники, возможно, кто-то еще? В частности, выступала ли Янка (интересуюсь этим, поскольку занимаюсь сайтом yanka. lenin. ru)?
Из: «Филатов, Евгений»:
По словам ЕВгения Филатова, Егор Летов (в то время типичный интеллигентный мальчик) был натурой противоречивой. К примеру, бытует мнение, что «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА» никогда не выступала в Омске. Но, оказывается, один концерт Летова все-таки состоялся — в туалете кинотеатра «Спутник». Когда-то именно на базе этого кинотеатра работал киноклуб «Зеркало». Нашим музыкантам накануне Нового года предлагалось отыграть перед очередным сеансом. Должны были выступать Янка, КЛАКСОНЫ, Михаил Чернышев (Майк), Юрий Политько (группа ПОЛИТИКА, акустический рок). Летов зашел в зал, посмотрел и сказал: «Это не моя публика, слишком чопорная, я выступать не буду». И сыграл все свои песни прямо в туалете.
Бэрта Кролл, А. Третьяков, «Энциклопедия омской рок-сцены 1965-2003», раздел «Персоналии». Омск, 2004

— Во-первых, Гражданская Оборона никогда не имела отношения к омскому року никаким образом, ни малейшим. Во-вторых, подобных концертов, если их считать за концерты, можно много перечислять (в которых кто только не участвовал). «На диване у такого-то», «В курилке», «На даче в беседке» и т. д. Что касается описанного случая, то его вообще не было в природе. Про Янку — тем более сомневаюсь, если где-то такое и было, то не там, не тогда, и уж наверняка совсем с другими участниками. Насколько я знаю, у нее никогда в Омске даже ни одного квартирника не было.
И раз уж на то пошло — в последнее время вообще развивается некая широкая тенденция всяческих бредовых мемуаров о нас и воспоминаний, с нами якобы связанных. Это всё из области книг «Мой лучший друг Джон Леннон», «Мой сосед Джим Моррисон» и т. п. В данном случае хочется заострить взгляд на двух наглядных вещах: то, что автор подобных воспоминаний свое волшебное, драгоценное, с грехом пополам отпущенное ему время тратит не на СОБСТВЕННОЕ творчество или не на то, чтобы что-то понять о том, что происходит с ним самим в этом мире, или еще на какие-то полезные вещи, а на сочинение изощренных басен — как правило, пасквильного содержания, что говорит уже о многом. Раз. И второе: воздвигая очередную ахинейную мифологию вокруг нас, представители ЦИВИЛИЗАЦИИ, СИСТЕМЫ (о которой скажу особо) пытаются вызвать нас таким образом на прямой конфликт, повязать своими ценностями, навязать нам свои правила игры. Этого не удастся. Нас всё это не касается. Вы сами напридумали свой бред, вот с ним (и в нём) и живите.

2. И еще один вопрос, касающийся наследия Янки. Будут ли переиздаваться ее альбомы наряду с альбомами ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, со всеми бонусами, дублями и прочими интересными вещами? Планируется ли издание альбома «Не положено», а также неизданных концертных записей?

— Со своей стороны, мы готовы приложить все усилия, чтобы издать подобным образом и Янку. Для этого у нас есть огромное количество звукового материала и фотоархивов. Если последует предложение, мы готовы на него ответить.

Артём Символоков, 21 год, Москва.
Наблюдая за Вашей «общественной» жизнью (извините за термин), трудно отрешиться от впечатления, что Вам целиком и полностью на.. рать на всех — журналистов, радио (на вопрос о котором Вы уже отвечали) и прочих. Это позиция «зверя в норе» (опять же по Вашему выражению) или следствие неприятия окормляющей тупую аудиторию прессы?

— Я считаю, что для того, чтобы жить и творить, что одно и то же, нужно быть СВОБОДНЫМ. Свобода представляет, по моим понятием, отказ от всех ловушек этого мира. Выражаясь высокопарно, я считаю, что наша цивилизация — это определенное мироустройство, которое питается определенными энергиями — страха, боли, зависти, разрушения — список может быть бесконечным. Если взять всем НОРМАЛЬНЫМ людям, просто взять и выйти из него, как из зоопарка, и жить по принципу самодостаточности, самосвободы — не воюя с ним, и вообще даже не контача, создавая по принципу «do it yourself» свои сквоты, системы, лейблы, музыку, творчество… — весь этот остальной мир сам по себе СДОХНЕТ. И он уже это делает, весьма демонстративно. Во всяком случае, это многие уже поняли и делают на Западе. Я наверное, очень счастливый человек: я вижу, как на моих глазах действует эволюция.

А. Н. (Москва)
Егор, почему у вас существует запрет на интервью телевизионным СМИ? Чем они отличаются от газет или журналов или интернета? По-моему все это является информационном полем в разных его проявлениях. И почему запрет появился в нынешнее время, ведь раньше вы были в программе «А» и то появления вызвало просто огромный резонанс. Сейчас существуют программы типа «Кухни» на ТВЦ, где музыканты играют в эфире концерты. Вы бы согласились там выступить, ведь многие ваши поклонники живут в таких городах, где концерты ГО никогда не проходят. И вообще были ли предложения подобного рода?
Кроме этого интересно узнать. Все приходившие на последние концерты в Москве не могли не заметить людей с камерами. Куда пойдет весь этот материал? Увидит ли свет ДВД с 20-летия?

— Я не раз говорил, я не против телевидения вообще, я за независимое телевидение, а его у нас нет. Я не могу в эфире выйти и сказать полностью все, что думаю, и никто не может, даже Путин не может. Тогда незачем и лезть. Что касаемо программы «А», это была действительно бомба, действительно прямой эфир, подробности говорить не буду, чтобы не подставлять людей. Это было необходимо сделать, потому что это был первый единственный момент, когда можно было что-то реально сказать после расстрела Белого дома. Я, разумеется, дико волновался, почему и наговорил много поспешных и дурацких вещей, но при этом успел сказать и кучу правильного. Чем в принципе я доволен.
Предложения подобного рода поступают постоянно. Но так как телевидение у нас часть этого огромного сатанического механизма, о котором я говорил, то я в нем не участвую и другим нормальным людям не советую.
ДВД с ХХ-летия в работе и надеюсь, что выйдет. Я всегда находился и нахожусь в контакте с видео.

Элиза, Москва
Егор, мне показалось что альбомы «ДСЖ» и «Реанимация» отличаются по настроению песен, хотя и записаны в одно время (если я правильно понял). Судя по текстам на сайте в «Реанимацию» попали песни, написанные чуть позже. У тебя за такой короткий промежуток ощущение стало другое?

— То, что на бумажке написано, это просто порядок записи. Вообще это ОДИН АЛЬБОМ, и сочинялся он как один альбом, например, «Убивать» — одна из первых песен, а «Извне» — вообще последняя.

Эстония, город Силламяэ!
Егор , у меня такой вопрос, как бы ты отнёсся к тому, что какой-нибудь (известный или неизвестный) режиссер захотел снять художественный фильм о тебе и о твоей жизни, начиная с Советского времени и до наших дней? заранее Спасибо! Юс.

— Художественный фильм — это очень глупо. Это сразу понятно, что там будут собраны вот все те басни, о которых говорилось выше, и не более того. А документальный фильм, не обо мне, а об истории группы, будет, не знаю, когда, но он готовится.

Яковлев Роман, г. Томск
Игорь Федорович, сейчас перечитал ваши ответы на прошлые вопросы посетителей сайта. Особенно умилила меня история с Дугиным, про камышового кота и пр. Это же просто сказка! Особенно в связи с Байкалом и Ольхоном, ну и т. д. Вопрос такой: вообще, то, что Дугин делает именно сейчас, у вас поддержку и понимание встречает?

— Честно говоря, не знаком с его деятельностью, кроме разве что ведомой им колонки в журнале «Роллинг Стоун». Очень понравилась статья про Зеленоглазое такси, остальное как-то не оценил.

Москва, Марат
1. Как ты относишься к Курт Кобейну и его творчеству? В одном из своих интервью в начале 90-х ты говорил, что Нирвана — это «неплохая попсовая группа». Изменилось ли твоё о ней мнение?

— Нет. Очень хороший альбом «Nevermind», с точки зрения хорошей, правильной популярной музыки. Как бы сказать… это правильный продукт, как я называю подобные вещи. В этом нет ничего обидного, это — РАБОТАЕТ. Особенно песня «Lithium», любимая моя у них песня. Когда я ее впервые услышал, стало очень завидно, что не я написал.

2. Повлияла ли на тебя его философия Фридриха Ницше? У тебя на «Невыносимой лёгкости бытия» есть композиция «Бога нет», в которой присутствуют такие строки: «Бога нет, Бог умер». Являются ли они ссылкой на слова немецкого философа (он толковал о том же)? И в чём их значение, ты ведь, насколько мне известно, верующий человек?

— Если Ницше на меня каким-то образом и влиял, то когда мне было лет 14-15, когда я бродил по улицам самовлюбленным сопляком и вообще ничего не понимал. Слава богу, это жестоко и скоропалительно прошло. Что касается песни «Бога нет», начнем с того, что она не моя, а Кузьмы Рябинова, текст ее написан был в туалете, по его словам, во время соответствующих занятий. Во всяком случае, оригинал текста ее, который у меня имеется, и который был мне торжественно предоставлен Кузьмой, выполнен на клочке туалетной бумаги. Как объяснял Кузьма, написан он был после долгого и обильного воскурения.

Дмитрий, Москва.
Егор. Я давно мучаюсь вопросом: Зачем ГО становится популярной? Чем отличаются те времена, когда вы играли в маленьких аудиториях? Вас и так знают все кому надо знать!!! Заранее спасибо.

— Черт его знает. Я отвечу как Шнур: мы уже были культовыми, когда у нас не было ни одного альбома и ни одного концерта. А кроме того, если бы я был популярен у всякой сволочи, это было бы обидно. А то, что мы играем для своих, и своих, судя по всему, становится все больше и больше, это здорово.

С уважением, Наташа, г. Москва
Здравствуйте, Егор! Прежде всего, ОГРОМНОЕ сердечное спасибо за ваше Творчество! и за потрясающие концерты. Слушаю вас более 10 лет и не перестаю поражаться Вашей запредельной энергетике. В связи с этим, если можно, несколько вопросов: черпаете ли Вы энергию из зала или отдаете? что чувствуете стоя на сцене? испытываете ли вообще какие-нибудь эмоции при виде того, что происходит в зале? Большое спасибо.

— Когда как. Всякий раз по-разному. Тут вообще не существует никаких рецептов и правил. Каждый концерт — это такая АКЦЫЯ с непонятными последствиями.

Павел Николаевич, г. Витебск
Привет Егор! Хотел бы поинтересоваться вот каким вопросом: Если можешь ответь — Как или почему ты попал в реанимацию?

— Как правило, творческие люди как попадают в реанимацию? Вот так и попал.

Елизавета, Санкт-Петербург.
Егор, расскажите, пожалуйста, историю создания песни «Беспонтовый пирожок». Где были «подслушаны» слова? В частности интересует строчка про сумку.
Спасибо.

— На самом деле, конечно же, эта никакая не народная, это наша песня. Песня представляет собой «подслушанные» сентенции и всяческие правды-матки как от нас самих, так и от нашего окружения, персонала: шоферов, звукооператоров, работников гостиничного сервиса. По идее песня могла быть бесконечной, поэтому и окончательного текста ее нет. Про сумку образ мой в измененном состоянии сознания. Про беспонтовый пирожок, единственный, оставшийся в наличии — это Колесовское. И т. д. В глобальном смысле песня абсолютно народная.

Эдуард^; Жлобин, Беларусь.
Здравствуйте Егор!!! Не давно я познакомился с одним человеком… К сожалению, не помню, как его зовут… Да это и не главное… Он рассказал мне историю о том, что как-то Вы заезжали к нам в город (г. Жлобин, Гомельская Обл., Беларусь)!!! Это было в 1994 году. Он рассказал, что вы приехали сюда из-за какой-то девушки, а заодно зашли на концерт малоизвестной группы, где и познакомились с ним. А после концерта он с вами сидел и распивал портвейн, а так же Вы исполняли некоторые свои песни на акустике…
Так вот мне интересно: Было ли с вами вышеизложенное?
P. S. Спасибо Вам за ваше творчество!

— Нет.

Наталья, Новосибирск
Игорь Фёдорович, здравствуйте.
Спасибо Вам за великолепный альбом «Реанимация». Вы один из немногих, кто интересен всегда. Дай Вам Бог жизненных сил и здоровья. И, собственно, сам вопрос. Хотелось бы узнать, почему не состоялся ваш проект с Александром Подорожным?

— Играл я в Горноалтайске, в акустике, и так случилось, что на первых песнях порвал первые три струны и неизвестно что бы было, если бы не Саня Подорожный, который отважно выскочил за барабаны и начала подстукивать, причем очень правильно. По причине чего после концерта я ему предложил стать нашим барабанщиком. А потом долгое время мы не могли пересечься в пространстве, так что все и осталось, как есть.

Rat, Москва.
Здравствуй уважаемый Егор!!!
Побывал на вашем концерте в Москве(27 мая) и остался страшно доволен!!!
Почему ты так долго не исполнял песню «Русское поле экспериментов», хотя практически все на концертах тебя об этом просили?

— Песню играли на протяжении жизни группы столько раз, что она уже потеряла эффект. Чтобы ее играть по-настоящему, необходимо выдерживать паузу.

Элетровеник, г. Кемерово
Нет ли у Вас мыслей на тему дальнейшего повышения концертного качества звучания ГО? Очень хочется послушать концертный вариант «Наших» максимально близко к оригиналу с «НЛБ», фантастические соло-номера там… Возможно ли такое или live- специфика не позволит?

— Вы не слышали, как она звучит в реальности! То, как она будет скоро выпущена на Выргород-рекордс, это будет совсем не то, что звучало раньше. Что такое «Наши»? Это Seeds-образный (типа «Pooshing Too Hard») многогитарный психоделический джем, а-ля Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service, Frumious Bandersnatch с вкраплениями звуковых приемов современной психоделической сцены. Для того, чтобы сделать из этого реальный live, нужна куча соответственных исполнителей. Не просто хороших гитаристов — а ВРУБАЮЩИХСЯ хороших гитаристов.

Марина — СПб.
1. Мне сейчас 22 года, интересно, каким Вы помните себя в этом возрасте.

— Я всегда был очень разный, и, насколько я помню, по молодости в своей разности был очень несносный. Помню, что были очень глубокие перепады в настроении и ощущении, каждый раз доходившие до предела.

2. Вопрос несколько личный. Ваши ощущения как женатого человека, семьянина?

— Всё это не имеет значения. Как жил, так и живу.

Артур, Москва
Игорь Федорович!
Слышали ли Вы так называемый современный straight rock, который порой граничит с garage punk (группы типа The White Stripes, The Jet, The Strokes, The Datsuns). Что Вы думаете по поводу того, что такой сырой, грязный рок-н-ролл, напоминающий по звуку конец 60-х опять возрождается, и является сейчас весьма популярным на Западе?

— Да, я слышал, хоть и немного. Как я и говорил, все это свидетельствует о том, что наступает правильное время. Что ЭТОТ мир все-таки уходит. Приходят наши. Медленно, но верно приходят наши.

Dmitry Lozhnikov
Здравствуй, Егор.
1. «… и ОНИ наблюдают» и «… и я ИХ увидел»
«ОНИ» и «ИХ» — это одни и те же? И кто ОНИ?

— Нет, это не одни и те же! Те, кто ОНИ НАБЛЮДАЮТ, с ними лучше вообще не встречаться и ничего о них не знать. А с теми, которые Я ИХ УВИДЕЛ, лучше не расставаться.

Kpblca г. Вологда
Привет Егор!
Вопрос такой: у нас с товарищем создалось такое впечатление, что у ГО в последние годы есть концертный вариант звучания барабанов и альбомный — на концертах Андрюшкин громыхает как состав и всячески рассыпается, а в альбоме (ДСЖ) как будто дорожка забита в определенные рамки.
Хотелось бы что-нибудь услышать по этому поводу.

— У нас с барабанами вообще беда. Идеальный вариант концертный доселе — разумеется, это Аркаша Климкин. Идеальный вариант студийный — разумеется, я. Так как сейчас невозможно ни то, ни другое (например, я играю только на живых барабанах — а записываюсь в квартире), возникают всякие странные варианты. Их надо воспринимать как данность, я бы сказал, явление природы. Надеюсь, это в самом скором времени изменится.

Эелёный, Кисловодск
Здравствуйте Егор…мне хотелось бы узнать как вы относитесь к пост-року…таким коллективам как Mogwai , Sigur Ros, Explosions in the Sky…и ещё к электронике…к ambient«у?…заранее спасибо

— Впервые познакомился с ним совсем недавно, к своему стыду, не могу сказать экстремально ничего ни плохого, ни хорошего. Так, занятно, но не более того.
А про ambient вопрос опять же слишком широкий для этого формата. Это то же самое, что спросить «что для тебя рок»?

АВК
Здравствуйте Егор. Я наблюдаю за вашим творчеством с 1992 года. Пересмотрел множество видеозаписей ваших концертов. Вопрос такой: Ваши очки это часть иммиджа или проблемы со зрением, Например концерт начинается и вы в очках , затем в какой то момент вы их снимаете и отрабатываете концерт без очков?

— Что значит «часть имиджа»? Просто ношу очки. Иногда снимаю, когда мешают, а на сцене так бывает почти всегда, иногда нет. Когда играю в акустике, например, не снимаю, потому что там прыгать не надо.

Маша, Зеленоград.
Здравствуйте, Егор. Хотелось поблагодарить Вас за все что вы делаете. Вопрос у меня такой: каково Вам было выступать в Лужниках в Москве? Ведь, на сколько я знаю, это первое такое большое выступление ГО. Или особой разницы для Вас нет между большой площадкой и маленьким ДК? Как Вам люди, которые пришли на концерт? Кстати, может Вам было не слышно, но после выступления, когда ГО уже покинули сцену окончательно, люди кричали «Спасибо!».

— Это далеко не первое наше выступление на подобных аренах. Были залы и больше. Вообще это большая разница: разная энергетика, разная атмосфера, и сравнивать их невозможно. Каждое по-своему хорошо и так же по-своему может быть плохо. Мне нравится играть на большой площадке, и это радость большой площадки, и играть в клубе, и там есть непосредственная интенсивность, акция прямого действия, и это тоже здорово. Квартирники — это тоже здорово по-своему. Если правильно всё делаешь, всё по-своему хорошо.

Виталий, Электросталь.
Здравствуйте, Егор. Прочитал недавно, что планируется переиздание всех альбомов Гр. Об. А вот хотелось бы узнать, будет ли переиздан альбом «Русское поле экспериментов»(акустика). А то старое издание уже, выпущенное на Бомба-Питер, закончилось и найти его невозможно. Очень хотелось бы увидеть переиздание — хороший альбом.

— Нет, не будет, потому что права у Бомбы, обращайтесь туда. Это бутлег, это не ГрОб-Рекордс. Это не наша запись.

Антон, г. Торжок
Здравствуйте Егор. Очень рад возможности задать свой вопрос. В одном из интервью ты назвал себя счастливым человеком. Хотелось бы узнать как тебе это удаётся и что вообще ты понимаете под счастьем ?
Спасибо.

— Не знаю, в силу каких причин, но мне было интересно, интересно вообще всё, как устроено вообще, много чего. И я копался. И в своей настырности я однажды докопался до, того, что вообще увидел ЧАСТЬ ТОГО, КАК ЭТО ВСЁ УСТРОЕНО. После чего мне осталось отстаивать то, что я увидел, а также в свободное от работы время копаться дальше. В общем, я счастлив потому, что мне всегда было ИНТЕРЕСНО. Кроме того, у Кузьмы есть такой мрачный архетипический термин «бодюл», выражающий самое тоскливое и беспонтовое состояние ума и бытия. Так вот мне подобные вещи как-то удавалось всегда избегать, и это тоже очень здорово.

Сергей, Штутгарт.
Уже давно интересует вопрос, что за песня «Мы уйдем вслед за солнцем», которая поется на Песнях в пустоту. Чья эта песня, и, если Ваша, то почему она не вошла ни в какие официальные альбомы?

— Это песня Евгения Филатова.

Василий. Москва.
Здравствуй, Егор!
На диске Реанимация написано, что в концовке песни «Убивать» кроме прочего звучат какие-то Ваши тексты. Хотелось бы узнать какие и где их можно найти.

— Этот отрывок (концовка) вообще существует только в длинном, подарочном варианте альбома. В коротком, дешевом (массовом) варианте он обязан отсутствовать. Тексты же эти в данном варианте найти нигде нельзя.

Здравствуйте Игорь Федорович!
Правда ли что на альбомах до «Звездопада» в ударной партии не звучит бас бочки? Почему? Расскажите, пожалуйста, о современных ударных в ГрОб-рекордс. Что это за установка?

— Основополагающее влияние на то, для чего в группе вообще ударные нужны, оказала команда Adam and the Ants, а также Butthole Surfers. Мое понимание ударных, оно из области панка и новой волны, это человек, стоящий в полный рост. Не сидящий жопой на чём-то, а топающий, пляшущий, агрессивно молотящий по всему, что под руками, как уличный боец. Для меня сидячие ударные — это как музицирование на пианино, а вертикальная стойка на ногах — это как гитара, как голос. Установки у нас разные, они меняются.

При прослушивании инструментала «Жэка уже в Гамбурге» с первого раза возникает стойкое ощущение, что где-то уже слышал (по крайней мере, у меня и нескольких знакомых). Человек, занимавшийся некоторое время композицией, сказал, что там используется много характерных композиционных приёмов из популярных мелодий (типа заставок для телепередач).
Можешь сказать что-нибудь по этому поводу?
Спасибо, Егор.

— Вещь всегда получается «больше», чем она задумана. А то, как она была задумана, никого не касается вообще. Я свои вещи никогда не объясняю, как хотите, так и воспринимайте. Это готовый объект для вас, что-то вроде зеркала.

Пушистика
Здравствуйте уважаемый Игорь Фёдорович!!!
У меня один вопрос, где Вы нашли такого гения сола, как Александра Чеснакова?

— Мы познакомились на похоронах у Махно, что характерно. Я даже и не знал, что он какой-то гитарист. Но как человек произвел очень приятное впечатление. Потом оказалось, что он еще и играет.

Игорь Коняев, Санкт-Петербург
Иностранные группы ты воспринимаешь чисто мелодически или знаешь в той мере английский язык или другой какой, чтобы это позволяло понимать их на уровне текстов, смыслового посыла?

— Да. Как правило, и так, и так. Во всяком случае, стараюсь.

Igor Tsykunov
У тебя есть фраза: «вечность пахнет нефтью», у Пелевина в «Generation П» есть фраза: «во всей вселенной пахнет нефтью». Это: 1. Совпадение. 2. Пелевин процитировал тебя. 3. Вы оба процитировали кого-то третьего (кого?)

— Бертрана Расселла

Павел З., Минск
Песня «Бога нет» мне кажется нечеловеческой, дико страшной. Я имею в виду не смысл, а звучание: музыка, ноизы, голос. Как вы это делали? Не замедляли ли темп музыки? Расскажите, пожалуйста.

— Это песня Кузьмы. Он играл на всех инструментах сам, полностью. Единственное, что мы добавили при монтаже с Анной Волковой без ведома Кузьмы — фонограммы чаек, которые, как мы считали, подходят идеально, на что Кузьма впоследствии страшно вознегодовал. При новом сведении, которое сейчас осуществляется, этого не будет.

Андрей, Красноярск
Здравствуйте, Егор! Хотелось бы узнать, когда «Гражданская Оборона» приедет с концертом в Красноярск. Давно слежу за Вашим творчеством, а на концерте так и не побывал ни разу. В 1997, вроде бы, намеченный концерт так и не состоялся, и больше ничего. Так в чем же дело? Неужели Вас не приглашают?

— К сожалению, не приглашают. Это один из редких городов, где мы действительно ни разу не были.

Артём. Ярославль
Здравствуйте Егор! Было бы интересно узнать, почему Вы выбрали для обложки «Долгая счастливая жизнь» картину Ivana Vesenaja «Napustino Groblje». Или Вам вообще нравиться хорватский наив-арт? Спасибо.

— Мне вообще нравится примитивизм. Собираем все, что можно, где только можно. А югославская наивная живопись — это вообще нечто особенное.

г. Мурманск, Nadoelo
В последних ответах ты перечислил свои любимейшие альбомы. Не мог бы ты назвать книги, которые произвели на тебя наибольшее впечатление?

— Генри Миллер, Андрей Платонов, Оскар Уайлд, Гофман, Кэндзабуро Оэ, Ганс Эрих Носсак, Голдинг («Наследники»), Маркес-Борхес-Кортасар, Б. Савинков, Варлам Шаламов, Федор Соллогуб («Мелкий бес»), А. Скалдин («Странствия и приключения Никодима Старшего»!!!), Юрий Олеша, О`Брайен во всех его ипостасях, Касарес, Виан, Кобо Абэ, Мирча Элиаде, Даниэль Пеннак, Кундера, Рей Бредбери, Акутагава, Дилан Томас, Георг Тракль, Станислав Лем, Ирвин Уэлш, Блейк, Джон Фанте, Селлинджер, Пристли, Герберт Уэллс, Ежи Жулавски, Хантер Томпсон, Керуак, Бруно Шульц, Борис Акунин, Мураками Рю и Харуки, Достоевский, Стругацкие, Гоголь, Эдгар По, Дёблин («Берлин, Александерплац»), Хармс, Введенский, Ильф и Петров, Леонид Андреев, Тадеуш Ружевич, Андрей Битов, Зданевич, Терентьев, Крученых, Тимур Зульфикаров, Шекли, Саймак, Хайнлайн («Чужак в чужой стране»), Пол Андерсон, Генри Каттнер, Кафка.
А всем отдельно и настоятельно рекомендую «Штурмуя небеса» Джея Стивенса и «Измененное сознание» Метью Коллина и Джона Годфри.

Мирный Атом, Монреаль, Канада
Егор, слышал ли ты недавно вышедший «SMiLE» Брайна Уилсона, и какие твои впечатления? Были ли у него шансы сделать Бич Бойз круче Битлз если бы он вышел раньше чем Sgt. Pepper, как и планировалось?

— Нет, не слышал, и слушать не особо интересно. Сам «SMiLE»я слышал еще на пиратском виниле, или полупиратском, неважно. Идея так себе. Что касается «Pet Sounds», про это столько уже сказано и написано, в том числе и самими Битлами, что мне добавить как бы и нечего. «SMiLE» — это неинтересно. От этого на стену не полезешь, не заплачешь, не умрешь. Тем более что Уилсон к тому времени был совсем уже неадекватным. От этого всего осталось лишь «Good Vibrations», при том что в мире к тому времени уже был миллион невиданных вещей.

У меня 3 вопроса. Заранее спасибо. С уважением, Новобранец
1. Студийные полотна изобилуют клавишными а по какой причине оные не используются на концертах?

— Нет клавишника.

2. Остались ли у Вас какие либо впечатления от выступления в Брянске?

— Отличная публика, ужасный звук, странная организация.

3. Близок ли Вам в чём-нибудь Эрих Фрид и немецкая лирика в целом?

— Да, очень сильно. Эрих Фрид очень сильно повлиял на меня во время «Посева» и в период возникновения ГО. А из немецкопишущих более никто.

miric, Желтые Воды. Украина
Хотелось бы узнать историю или легенду серии снимков, олицетворяющих альбом «Русское поле экспериментов». Где происходили съемки, кому принадлежит идея, кто снимался? Ну и какие-то потусторонние неизвестные факты. Заранее спасибо.

— Была организована фотосессия. Недалеко от меня есть речка Омка. В Омске есть замечательный фотограф Андрей Кудрявцев, имеющий свой такой странный стиль. Выверенный и при этом экспрессивный. Он автор абсолютного большинства фотосессий того времени, наш очень хороший друг. Все съемки производились в зависимости от присутствия в Омске тех или иных иногородних персонажей: Янки там, Джеффа… Под рукой всегда были только «коммунисты»: я, Кузьма и Манагер. Вот мы и организовывали время от время такие сессии на природе и на близлежащих свалках и прочем. Сессия, про которую спрашивается, происходит на речке, в районе оврагов, зимой 88-89. Идея не помню чья: бежать сверху, с горы, а он снимает у берега. Бегут: Манагер, Жевтун, Янка, я. На самой знаменитой фотографии Жевтун или кто-то там падает спиной вперед и накладывается на чей-то силуэт, по этой причине кажется, что бегут трое.

Кирилл, Петропавловск-Камчатский
Не считаешь ли ты, что написанная 20 лет назад песня «Поганая молодежь» в наше дни остается актуальной??

— Да, к очень печальному и досадному сожалению.

Лиза Чадова, Питер.
Здравствуйте Игорь Фёдорович. Вы часто высказываетесь в смысле «В нашей стране нельзя жить, здесь всё происходит не через то место, нет завтрашнего дня и т. д.». Вы видели другие страны. Там можно жить? Там лучше правительства? Сознательнее народ?

— Везде своего говна достаточно, и наверняка есть, где и гораздо хуже. Но есть и гораздо лучше, и я это воочию видел.

Герыч, г. Москва
1) Егор у меня давно назревал вопрос, ты в своих интервью и ответах, перечисляешь огромное количество иностранных исполнителей, а слушаешь ли ты какую либо рускоязычную музыку и если да то какую?

— Вы знаете, сейчас, пожалуй, что и нет. Не знаю, почему. Совсем недавно было иначе. Единственное, что хорошего услышал за последнее время, не сочтите за издевательство — «Если хочешь остаться» Дискотеки Авария.

Григорий, Санкт-Петербург.
Кто рисовал идущего человечка на эмблеме «ГрОб-records»? И что он означает?

— Изначально это фотография, с которой сделан очень контрастный негатив, доведенный до графического эквивалента. Это фото из Освенцима, по-моему, бабушки и маленькой девочки в пальто, ведомых в газовую камеру. Вот этот силуэт — это и есть эта девочка в пальто. Мы с Кузьмой решили, что этот символ идеально являет то, чем мы занимаемся, то, что мы есть. Фотографию мы взяли из журнала «Новое время».

Димоныч Питер.
Здравствуйте Егор! Вопрос у меня такой: если судить по предыдущим альбомам последних лет 15-ти, то название альбома совпадает с его самой глубокой и всеобъемлющей песней. Но мне показалось, что в ДСЖ таковою является Вселенская Большая Любовь! По каким критериям появляется название!?

— Да потому что не может альбом называться «Вселенская Большая Любовь»! Сами подумайте!

Дмитрий, Тверь
1) Егор, как ты относишься к современной армии, ее целям и назначению, а также «гражданскому долгу»(если такое понятие вообще существует)?

— В армии не довелось побывать, слава тебе господи, поэтому ничего об этом сказать не могу. И про гражданский долг тоже.

DOK
Остались ли в Новосибе места, которые Вы посещаете при случае. Ваше отношение к этому городу?

— Родной город, в котором состоялось очень много счастливого и чудовищно больного. К сожалению, сейчас постоянно бываю проездом, но если бы мог, разумеется, съездил бы в Академгородок. У вас есть еще и зоопарк… я там был, но был крайне неудачно, глубокой зимой, да еще в мороз, из хороших зверей видел только медведя, росомаху и роскошного камышового кота. Сейчас, говорят, у вас есть лигр!

Fry, г. П!
Егор, как вы относитесь к творчеству Харуки Мураками?
Заранее спасибо!!!

— Относился ранее очень хорошо, пока не прочитал последнюю его книжку «Кафка на пляже». Теперь даже говорить не хочется.

GK, NY
Hi, Have you ever heard of a band from Japan called Guitar Wolf? and if so, do you like them?

— Я знаю столько много японских команд, может быть, даже слишком много. Таких пока не встречал, но уверен, что встречу.

Илюха Серегин, Истра.
Какие у тебя ощущения от гастролей? Влияет ли ощущения города на то, каким будет ваше выступления? Вы вообще любите гулять во время гастролей или предпочитаете «вокзал — гостиница — концертный зал — вокзал». Меня интересует в первую очередь ваши ощущение от поездок по России, т. к. охотно верю, что в Израиле и Америке все хорошо. Что тебе запомнилось в последнее время?

— Ощущение города — очень важная вещь. Есть города, в которых хочется просто лечь и помереть. Есть города, из которых вообще не хочется уезжать никогда. Разумеется, мы гуляем, если есть время, блуждаем, и всегда ищем нечто удивительное, чего нет нигде. Стараемся посещать не только попсовые места, так называемые «арбаты», а какие-нибудь странные переулки, магазины, антикварные лавочки, необычные музеи. Обычно перед концертом я, как правило, пытаюсь понять людей, которые здесь живут, просто стою и смотрю на них. Именно из этого складывается программа концерта, которая составляется в последний момент на основании мнения всех членов группы. А из того, что запомнилось за последнее время — героическая поездка в Ижевск через дикие деревни и самопальные поселки, непредставимое, фантастическое созерцание России из ее дремучего нутра. А вообще все, что с нами происходит, независимо от того, где нас носит, это такое цветастое приключение с непредвиденными последствиями.

Егор Летов
26.06.05

_