4 концерта за 5 дней (Петрозаводск 29.11.2007, Новгород Великий 30.11.2007, Питер 01.12.2007, Псков 03.12.2007)

Автор: Янис

Когда я узнал, что ГО помимо концерта в Петербурге даёт аж три концерта в его окрестностях, мне сразу подумалось, что сходить на четыре концерта ГО за пять дней – это очень хорошо. Что и было осуществлено на практике, благо больших дорожных расходов не требовалось ввиду близости городов, где проходили концерты.

Итак, первым был концерт в Петрозаводске, проходивший в Доме офицеров. Первоначально его проведение планировалось в более большом зале, и было перенесено в Дом офицеров, насколько я понял, по причине малого количества проданных билетов – на концерте присутствовало всего около трёхсот человек. Дом офицеров оказался находящимся в пятнадцати минутах ходьбы от вокзала небольшим выстроенным в классическом стиле зданием, по бокам которого стояло несколько пушек и вроде ещё какой-то военной техники. Вообще ещё когда я ехал в поезде, попутчики-петрозаводчане выразили своё удивление тем, что концерт ГО проводится в таком месте (по их словам концерты заезжих исполнителей там даются крайне редко) и описывали его как место предназначенное главным образом для гопнических танцулек и имеющее ввиду этого дурную славу ввиду частых драк и тому подобных проявлений гопничества.
Тем не менее, перед концертом какого-то чрезвычайного количества гопников не наблюдалось, зато наблюдалось некоторое число эмо-кидов. Персонал Дома, по-видимому, был непривычен к подобным мероприятиям, поскольку вначале на входе не было никакой охраны и в здание можно было свободно зайти. Но потом явились менты, попросили уже зашедших покинуть помещение, забаррикадировали вход и стали готовиться к мероприятию. Где-то около шести часов народ стали постепенно запускать, параллельно продавая билеты тем, кто не удосужился обзавестись оными заранее.
Концерт проходил в малюсеньком зале – как раз человек на триста – с небольшой сценой, которую от зрителей отделяли три поставленных одна к другой секции откидных стульев – такие во времена моей учёбы в школе использовались у нас в актовом зале. В местах стыков секции были укреплены ещё двумя такими же секциями, стоящими перпендикулярно к ним и упирающимися одним концом в стыки, а противоположным – в сцену. В получившихся таким образом трёх отделениях сидели трое охранников, перед концертом, оценив громкость пущенной через колонки музыки, притащивших откуда-то газету и предусмотрительно набивших ею уши.
Группу долго ждать не пришлось, но вначале вышла небольшая заминка со светом, живо напомнившая старые добрые времена – свет в зале, несмотря на несколько просьб Егора, не выключали, и погасили, насколько я помню, лишь по требованию вышедшего на сцену Попкова. Ну а потом загрохотала «Без меня» и всё понеслось по накатанной колее. Звук был отличный и мощный, чего я не ожидал в так по-советски выглядящем зале, Егор и группа выкладывались по полной, очень порадовали неожиданно для меня исполненные «Забота у нас такая», «Хороший автобус», «Перемена погоды» и некоторые другие песни, исполняемые далеко не на каждом концерте. Из-за того, что публики было сравнительно немного, особенной толкотни не было, охрана тоже вроде не лютовала, хотя периодически охранники перелезали через стулья в зал – как я понимаю, кого-то пиздить, но поскольку стоял я близко, и меня интересовало происходящее не в зале, а на сцене, кого именно – так и осталось для меня тайной. Одним словом, концерт прошёл в довольно-таки тёплой обстановке, и я невольно вспомнил часто повторяемую сейчас фразу о том, что, дескать, раньше со сцены, на которой выступает ГО, лилась агрессия, а теперь – любовь. Именно такое ощущение и осталось после этого концерта, прошедшего без эксцессов вроде выпрыгивания на сцену граждан различной степени трезвости и т.п.. Что до оформление концерта, то в этом плане он больше всего напомнил мне видеозапись концерта в Тольятти в 2003 году, с которой можно ознакомиться на небезызвестном сайте. Разве что зал в Петрозаводске был раза в два меньше и без стульев.

Следующий концерт, в Новгороде, состоявшийся на следующий день, проходил в типичном довольно большом советском ЛДМо-образном зале со стульями, с флагом России слева от сцены и с флагом Новгорода – справа. Билеты продавались на конкретные места и стоили от 300 рублей в задних рядах до 500 в первых. Довольно бредовая затея, учитывая атмосферу на концертах ГО. Тем не менее, устроители позаботились о том, чтобы отделить зрителей от сцены нормальными железными заграждениями. Однако вначале народ действительно занимал места, видимо, в соответствии с купленными билетами. На сцене в это время настраивалась разогревающая молодая группа, состоящая из гитариста и барабанщика. Настроившись, гитарист сказал: «Ну что ж, пожалуй можно начинать». Потом он сказал что-то вроде того, что «они давно шли к этому и наконец пришли» (в смысле к выступлению на разогреве у ГО) и группа приступила к звукоизвлечению. Поскольку народу к тому времени в зале было мало, хорошо, если несколько десятков человек, музыкантам не удалось вызвать ни особенного отторжения, ни тем более особенных восторгов. То есть ребята проорали в своё удовольствие несколько песен на довольно большой концертной площадке (завершив своё выступление кавером на песню ГО «Рэггей, панк и рок-н-ролл»), а сидевшие в зале немногочисленные зрители им равнодушно внимали, если совсем уж нечего было делать.
Но вот, спустя некоторое время, свет погас, и на сцену вышла ГО. Тотчас же все повскакивали с мест и ринулись к сцене. Выбежавшие охранники пытались было посадить толпу, но думаю не стоит говорить, что ничего не добились и вскоре все столпились у ограждений, мало заботясь о том, какое кому место занимать в соответствии с билетами. Так что охране осталось только поддерживать ограждения, чтоб они не рухнули под натиском зрителей. Зал «порадовал» пришедших на концерт чудовищным звуком – вначале толпа орала так, что заглушала и Летова, и музыкантов. Попков поминутно спускался в зал, пытаясь видимо что-то с этим поделать, и ближе к концу концерта ему это удалось – ну, во всяком случае, музыка стала звучать громче рёва зала. Тем не менее, большая часть концерта была погублена плохим звуком. Мне почему-то особенно запомнилось соло в «Вечной весне», во время которого складывалось впечатление, что звук идёт не из мощных колонок, а из говёного магнитофона, стоящего на сцене. Кроме этого, от петрозаводского концерта новгородский отличался попытками оживить его хоть каким-то световым шоу – на задник сцены проецировались разноцветные снежинки, круги, ромбики и прочие геометрические фигуры. Что до треклиста, то он был более традиционен, чем треклист петрозаводского концерта. Закончился он, само собой, «Мышеловкой», после чего группа покинула сцену, чтобы через некоторое время вернуться и исполнить «Всё идёт по плану» и «Мы – лёд» (в Петрозаводске на бис исполнялась та же «Всё идёт по плану» и «Лоботомия» – «Мы – лёд» там входила в основной треклист, в то время как в Новгороде в основной треклист входила, соответственно, «Лоботомия»). Запомнилось также как в песне «Снаружи всех измерений» Летов перепутал слова в первых строчках, которые идут до того как вступает группа – в Петрозаводске в той же песне он их просто забыл, что вызвало небольшую паузу в исполнении, пока он их вспоминал, и иронический взгляд Чумаковой. Одним словом, что-то не ладится с этой песней. В целом этот концерт был явно хуже предыдущего.

Про последовавший на следующий день концерт в Питере, в традиционном уже Roks Club’e, сказано достаточно и я не вижу поэтому смысла особенно на нём останавливаться, так что просто несколько замечаний. Во-первых, посещение питерского концерта после двух провинциальных адекватнее всего описывается строчкой Летова «из родной кровати да в последний раунд» – именно такое ощущение испытываешь когда, после двух немноголюдных мирных концертов с минимумом светового сопровождения, попадаешь в слэмящуюся толпу, которую по временам мотает как море в шторм, сцена как молниями озаряется вспышками мощных разноцветных прожекторов, а на заднем плане – не безобидные занавески советского ДК, а подмигивающая красными глазами волчья морда. Во-вторых, многие жаловались, что, дескать, придя на концерт в полседьмого попали внутрь только в полдевятого. Это – либо враньё, и граждане подошли не в полседьмого, а минут на сорок позже, либо мы всё-таки были на разных концертах. Потому что я лично пришёл именно что в полседьмого, но, хотя на входе и была небольшая толпа, прошёл в зал без проблем. Возможно, проблема именно в том, что толпа была небольшая – если б народ не бухал пиво до семи часов, а подваливал заранее, то, может быть, охранники, прикинув сколько им народу придётся запустить, были бы порасторопнее. В-третьих, порадовало что гардероб в клубе перенесли с первого этажа практически в концертный зал, так стало намного удобнее. В-четвёртых, ещё больше порадовали «Толчки и червячки» и питерская премьера «Беспонтового пирожка» и «Осени». Но, тем не менее, в остальном треклист был вполне традиционен, и мне лично непонятно, почему некоторые песни с новых альбомов, такие как «Песня барсука» или «Извне», появляются на концертах лишь пару раз, чтобы потом кануть в небытие и уступить место исполняемым уже второй десяток лет «Мёртвым» и «Кого-то ещё». В-пятых, должен заметить, что, наверное, не открою тайны, если скажу, что интрига концерта во многом заключалась в том, исполнит ли группа «Прыг-скок». И «Прыг-скок» действительно был в треклисте и шёл последним номером, после «Осени». Но исполнен не был, поскольку, по словам Попкова, «Рады бы продолжить, да сил нет». Ну, тому, что после столь долгого концерта сил нет, я верю, поскольку после такого сил не остаётся и у публики, что ж говорить об исполнителях, но в последнее время у ГО появляется тенденция брать, так сказать, продолжительностью концертов, а не материалом. То есть, я хочу сказать, что многие из пришедших согласились бы наверное с тем, что лучше бы концерт был короче, но был бы исполнен «Прыг-скок», хотя бы и вместо «Осени» и других песен, исполненных на бис, а может быть и тех, что исполнялись в основное концертное время. Одним словом, после концерта в моей голове бродила мысль «полконцерта за Прыг-скок».

Псковский концерт сильно отличался от новгородского и петрозаводского, поскольку проходил не в каком-нибудь ДК, а в одном из самых понтовых клубов города, если не в самом. Цены на билеты однако были самые демократические – в день концерта билет можно было купить за 300 рублей. И, несмотря на это, народу было совсем мало – около двухсот человек всего. По каким-то неведомым причинам (видимо, по причине понтовости клуба) фото- и видеосъёмка была запрещена (ни в Питере, ни в других провинциальных городах я с таким ещё не сталкивался). При этом я, не особенно об этом заботясь, пронёс фотоаппарат в кармане (да и не я один), а вот у одного моего знакомого фотоаппарат на входе же и отобрали. Внутри клуб оказался до смешного гламурным, в смысле смешно было то, что ГО предстояло выступать в такой гламурной обстановке. Играла медленная тихая ненавязчивая клубная музыка, медленно вертелся зеркальный шар, пространство непосредственно перед сценой было расчищено, а слева и справа стояли столики и стулья. На сцене было темно, и в этой темноте прошёл Чеснаков – то ли бутылку воды поставить, то ли ещё зачем. Судя по отсутствию реакции у публики, его никто не узнал. От зрителей сцену не отделяло ничего, правда она была довольно высокая, охранников я тоже как-то не заметил. Впрочем, публика была такая, что я сразу подумал, что вряд ли кто-то из пришедших людей захочет лезть на сцену. И не ошибся. Пространство перед сценой было практически пустым до самого начала концерта, и лишь когда Летов и группа вышла на сцену, народ бодро потянулся от столиков к сцене. Однако людей было так мало, а свободного пространства так много, что я никак не могу назвать образовавшуюся людскую массу толпой. В глаза прежде всего бросалась разреженность – даже у самой сцены народ стоял свободно, не сбиваясь в толпу, но вперёд и не было смысла лезть. И эта разреженность отразилась, на мой взгляд, в том, что в концерте не было драйва. То есть звук я бы определил как довольно приличный, световое оформление тоже, к Летову претензий нет, но очень остро ощущалось отсутствие контакта между людьми и отсутствие толпы как таковой, и в этом-то отсутствии я и понял, что толпа на концерте ГО просто жизненно необходима для создания соответствующей атмосферы. Тут же даже дым на сцене пустили, но атмосферы не появлялось. Я достал фотоаппарат, но не успел сделать и десяти снимков, как ко мне подошёл по-видимому охранник и попросил прекратить съёмку. Поскольку конфликтовать с администрацией клуба в мои планы не входило, плюс к тому была куча фоток с предыдущих концертов, я съёмку прекратил, в то время как вокруг меня все снимали фото- и видео на мобильные телефоны, даже и из первого ряда. В остальном всё шло, что называется, по плану: как всегда Летов жестикулировал на «Зоопарке», как всегда Чеснаков выделывал чудеса с гитарой на «Простор открыт», как всегда Чумакова иронически улыбалась когда Летов пел «Вот такая вот хуйня, вот такая вот хуйня» и «Всё идёт по плану». «Всё идёт по плану» была заключительной песней, что выхода на бис не будет я понял сразу – Попков за две песни до неё вышел и что-то сказал Летову, а едва группа удалилась со сцены, бросился свинчивать тарелки с ударной установки, что является стопроцентным признаком того, что концерт окончен. Народу, как известно, отсутствие биса не очень понравилось, но это уже другая история.

фотоотчёты:
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=52945 — петрозаводск
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=52946 — новгород
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=52947 — питер
http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=52948 — псков

Треклист концерта в Питере:
1. Про червячков
2. Без меня
3. Солнцеворот
4. Сияние
5. Кого-то еще
6. Никто не хотел умирать
7. И снова темно ('89)
8. Следы на снегу ('92)
9. Некрофилия
10. Реанимация
11. Мертвые
12. Слава психонавтам
13. Лицо
14. Самоотвод
15. Наваждение
16. Про дурочка
17. Зоопарк
18. Хороший автобус
19. Лед под ногами майора
20. Все как у людей
21. Свобода
22. Снаружи всех измерений
23. Нечего терять
24. Значит, ураган
25. Перемена погоды
26. Простор открыт
27. Бери шинель
28. Моя оборона
29. Мышеловка

30. Долгая счастливая жизнь
31. Беспонтовый пирожок
32. Лоботомия
33. Осень
_