Легендарность опасней для народа, чем целый звездопад.

17 мая 2004 года «Гражданская оборона» в Новосибирске.

Автор: Святослав «Пушной» Одаренко

17 мая 2004 года «Гражданская оборона» выступила в клубе «Рок-Сити» (Новосибирск). А за день до этого там же играли «Сплин». Так что, как говорится, есть чего сравнивать.

Последний раз «ГО» посещала Н-ск в 2000 году в ансамбле со своим братом-авангардистом – «и козел на саксе: фа-фа-фа!..» ДК им. Чкалова, где проходил тогда концерт, – летовская alma mater. Потому что здесь в 1987 году состоялось выступление «Адольфа Гитлера», с которого и началась большое плавание нонконформиста Егора. Так что и тогда, и потом, и сейчас Егора Летова у нас любят особенной любовью – почти как Юрия Наумова. Но только почти. Бо Наумов – родственник.

Нынешний, по словам конферансье, «концертише» «Обороны» был шумный. Только по-другому, чем первые выступления, шумный. Потому что ожидаемо шумный. Дошло до маразма. Мы начали заключать пари, какую песню первую споют. Не угадал никто. Первой была «Тошнота». Круто. Но то, что Летов всех опять «наебал», – это наше мозгоебство, а не летовская творческая фантазия.

Вот «Сплин» днем раньше выступили скромно и без вкуса. Наверное, устали. Они же прямо до «Рок-Сити» на главном стадионе Н-ска колбасили. Кстати, давки не было, скорее всего, именно из-за того, что на стадион народу много влазит и билет дешевле. Короче, такое говно у нас в каждом гараже репетируют. Только наша русроковая выросль – типа творцы, а «Сплин» – продвигаемый на музыкальном рынке продукт. Вот и не усралось им «Рок-Сити» после стадиона.

На концерт же «Гражданской Обороны» билеты закончились за два дня до выступления. Мальцы заполонили нижний этаж, так что до сортира пройти было плохо, и орали песни сами-понимаете-кого, ощутимо перебивая Ramstein из порталов. Это типа такая фишка – клипы на большом экране до начала концерта крутить. На разогрев как бы. Перед «Сплином» крутили сборник клипов 80-х годов. Очень весело. Девки в купальниках и Билли Джоэл в огне. А нам нечего больше теря-я-ять… Девушка, еще по пятьдесят! Spleen, короче.

Кстати о разогреве. Была перед Летовым какая-то группа из Барнаула. На букву «А» начинается. То ли «Антипатия», то ли «Аллергия», то ли еще чего. Не «Адаптация» – точно, тем более что из Барнаула. Они хотели играть как Iron Maiden, но им не позволили это сделать хуевый звук (фирменная штучка от «Рок-Сити»), кривые руки (ну, это быстро проходит, особенно у хардрокеров) и зеленые мозги (с этим трудно бороться, сам знаю). Прямо скажу – порадовала группа из Барнаула на букву «А». Молодые, глупые, хевиметал давай! В упомянутом 1987 году у нас так все металлисты играли – ну, кроме тех, у кого Каргаполов был на гитаре.

У «Гражданской обороны» было все намного, намного четче. Не в смысле звука и разборчивости («на хуй надо», наверное), а потому что все знали, чего им надо: и музыканты, и наоборот. Андрюшкин дал в который раз говна – хороший барабанщик. Не будь его – пиздец всему концерту с такими бас-гитаристами (на чем днем раньше «Сплин» и сдулся). Зато: просто невиданные до этого у «ГО» соляки – отдельная благодарность!

Но. Увы. Отличительная особенность этого концерта Летова – полный завал на свежих песнях. После «Все летит в пизду» и «Снова темно» эти «песни из нового альбома, который мы уже записали и скоро выпустим» – глушняк. И не потому что слов никто не знал. Потому что не катит. Потому что стыдно должно быть. Потому что похоже на «Гражданскую оборону». Нового созыва – именно такое словосочетание. Ну, не все коту рожа в сметане. Говорят, что Dead Kennedys тоже записали как-то Frankenchrist. А Doors – Soft Parade… Грустно, конечно: безысходней звездопада может быть только легендарность.

Вот о ней сейчас и напишу. «А сейчас встречайте! – легенда советского андеграунда…» Пауза. Тут до меня дошло наконец-то: «Ко-стя! Ко-стя! – ору. – Мы вмеее-сте!» А мне в ответ: «Гр-рр-ражданская Оборона!!!» Опять обманули бедного Иуду. Не туда попал.

На самом деле очень похоже. «Алиса» в 1990-ом и «Гражданская Оборона» в 2004-ом. Только Кинчев на стадионах и массовые беспорядки, а Летов – перед столиками-барменами и в клубном приличии: помимо фэйс-контроля (Бороду не пустили, потому что выпил маненько) еще и металлоискатель на входе. Шевчук вот требует, говорят, большие бабки в американской валюте за концерты – и поет на стадионах, говорят. Типа: не желаю петь перед жующими рожами – и не поет. Ну и ладно. Кстати, на этом концерте жующих рож видно не было, было много прыгающих. Хотя и рож.

Толпа же была маленькая и молодая до сволочизма. Пого не умеют. В музыкантов не плюют. Со сцены не прыгают. Очень прилично толкутся общим мясом – как в баню на weekend’e сходил, пивка попил и все такое. Как у людей. Как на «Сплине».

Я тут думал и вот что скажу: противоречивость – это еще не диалектика! Осуждая в давнем своем интервью мировоззрение и-на-хуй-сесть-и-рыбку-съесть, нынешний Летов сам туда и попался. Я, говорит, зарабатываю на жизнь только музыкой. И вот тебе результат: нормальная клубная группа. Это же, блядь, формат. И пойди, мол, поймай его голыми руками.

НАШ сибирский неуловимый Летов всегда будет отличаться живым умом и творческой сообразительностью. (Пусть только не тормозит сильно с новым альбомом.) Беда, что у НИХ и под таких деятелей культуры есть отдельная коробочка. И потому-то нынче концерт «Гражданской Обороны» – не в зале, где хотя бы стулья ломаются и свет не гасят, а в говне, где звук летает, к тому же его ни хуя строить не умеют. Но: закуски, спиртное, танцпол. За цивилизованный быт! В конце концов, звезда рок-н-ролла никому ничего не должна, Васильев ошибается.

Вот как выпью хотя бы кружку пива в «Рок-Сити» – так всегда понос. Апофеоз. Знаковое явление. И к лучшему.

Смотри также:

_