Полная версия интервью в газете «Реакция» от 25.05.05, включая неопубликованные ответы

Автор: А. Дашков

Источник: Реакция

– В последних альбомах ты стал уделять серьезное внимание звуку, хотя раньше ты говорил, что группа не занимается музыкой как таковой, но несет определенный «мэссидж». Можно ли сравнить вашу эволюцию с путем группы The Stranglers?

– Звук всегда стоял на первом месте. Особенно в самых ранних записях. Звук и так называемая аранжировка. В последнее время этого всего стало как раз очевидно меньше, потому что и так работает, без дополнительных средств. «Мэссиджем» мы вообще никогда не занимались, плевали на все подобное. Кроме того, мы ОЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ группа, просто другого порядка, отечественными реалиями не измеримая и не понимаемая. С группой Stranglers у нас не было, нет и не будет никогда ничего общего. Вообще, почему именно Stranglers? Почему не Throbbing Gristle? Или Rolling Stones? Stranglers вообще немедленно забытая богом группа сразу же после «No More Heroes».

– Некоторые ваши записи были изданы на Западе. Есть ли у тебя представление, что за люди их слушают, не понимая текста?

– Их издавали, часто даже не ставя меня в известность. До сих пор выходят различные сборники мирового панка, в которых наши треки появляются. Меня вообще мало интересует, что происходит с нашими записями после того, как мы их сделали: кто их слушает, и кто что там находит. Это так называемое пустое действие в терминологии концептуалистов. По большому счету, все, что я делаю, я делаю для себя. То есть для максимально таких же, как я. А отдаю их в распространение, потому что руководствуюсь принципом «взял – отдай». То есть из элементарного чувства благодарности за то, что я получаю от многочисленных других авторов.

– Расскажи о впечатлениях от поездок в Америку и Израиль – что это за цивилизации, где тебе было уютней себя чувствовать?

– Это очень долго и сложно сейчас описывать. Одно могу сказать: там я чувствую себя гораздо уютнее и счастливее, чем на родине.

– Многие известные музыканты жалуются, что не могут спокойно гулять дома, легче за границей. А в какой степени ты домосед?

– Ну, есть такое. Дело в том, что я не очень воинственный человек по своей природе. Мне гораздо приятнее что-нибудь создавать, ДЕЛАТЬ, вместо того, чтобы нападать или отбиваться. А наша действительность исторически такова, что здесь необходимо ВЫЖИВАТЬ со всеми вытекающими. И дело не в том, что известный ты или неизвестный (известность, как правило, только усугубляет ситуацию), а просто – ДРУГОЙ. Поэтому максимально комфортно на родине я чувствую себя в относительно безлюдных местах – в лесах, горах, полях и т.п.

- Мне довелось как-то присутствовать при дискуссии «имеет ли какую-то связь »Офелия« с романом Ю.Олеши »Зависть«? Рассуди, пожалуйста.

- Нет, не имеет. Книжка Олеши очень хорошая, но читал столь давно, что вообще ничего не помню. Если что-то и повлияло конкретным образом, то это внезапное воспоминание о картине Джона Эверетта Миллеса «Офелия» во время работы над совсем другим текстом, про блокадный Ленинград.

- Как в современном нам мире молодому человеку распознать те самые наживки, используемые для привлечения на »волшебный крючок"?

- Ничего не могу сказать ни про каких молодых людей. Отвечаю только сам за себя.

– Как сочетать понимание тотальности энтропии и надежду на «новое солнце»? Что дает силы?

– Тема энтропии меня интересовала в 89-м году, в период «Коммунизма» и сессий «Русского поля экспериментов». С тех пор к этому вопросу не возвращался. «Что дает силы?» – вопрос сугубо индивидуальный. Каждому – свое.

- На сайте группы сообщается, что вы отказались принимать участие в крупных рок-фестивалях. Это принципиальная позиция или просто организаторами выдвинуты неприемлемые условия?

- Я вообще большой нелюбитель выступлений на фестивалях, особенно крупных. Не принципиально, каких. Особенно удручает необходимость неминуемого общения с кем бы то ни было. А именно так все, как правило, и бывает, потому что любой фестиваль – это большая тусовка, и ради этого он и устраивается.

– Скажи, какие праздники в твоей жизни являются действительно праздниками, в отличие от тех пряничных, упомянутых в «Убивать»?

– Спонтанные.

– Когда-то концерт был ритуальным действом, носившим особенные магические функции. Сохраняются ли они у искусства до сих пор?

– Да.

ОТ газеты «RE:АКЦИЯ»
Айрат Дашков:
Каждое новое творение самой известной омской группы, принципиально не выступающей в Омске, порождает один и тот же ворох стандартных реакций – «как всегда гениально», либо «ну все, продались», либо «неплохо, но раньше было круче». Любая из подобных сентенций лишь говорит о степени овладения автором несомненной истины, касающейся «Гражданской обороны»: основной посыл всего летовского творчества бесполезно ловить в контексте русского рока или панк-культуры, ибо он лежит за пределами их рамок и намного ближе к метафизике, чем к право- или леворадикальной идеологии. Считающим летовские стихи переводом учебника по спряжению немецких глаголов уже ничем не помочь, метафизика не приспособлена для понимания большинством публики, поэтому большинство, прибегая к психологической самозащите, старается охаить все непонятное и не «слишком человеческое».
_