Егор Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны, 24.09.06

Источник: www.gr-oborona.ru

Лев, Лотошино
Только что появилось сообщение, что вы закончили запись нового альбома «Зачем Снятся Сны». Как оцениваете результат и когда ждать релиза?

- Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется. Могу лишь сказать, что во внутреннем пространстве творчества Гражданской Обороны это примерно то же, что «Forever Changes» у Love. Если в «ДСЖ» и «Реанимации» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать. Альбом посвящается светлой памяти Сида Барретта и Артура Ли — моим учителям, ушедшим из жизни этим летом.
Звуковой материал весь записан, осталось его свести и выпустить. Надеемся это сделать как можно скорее, желательно к Новому году как подарок всем Нашим.

Сергей ака СэрDAVE, .г.Таганрог.
Уважаемый Игорь Фёдорович! Я являюсь поклонником Вашего таланта с 1992 года.
1. Как появилась в «Хрониках пикирующего бомбардировщика» песня «Bird of Paradise»? Чья идея вставить туда эту песню и откуда Селиванов взял первоисточник?

- Это какая-то народная американская песня, насколько я знаю. Селиванов её постоянно пел в компаниях, когда добирался до определённой кондиции. Видимо, глубинное имела для него значение. Вставить в альбом предложил я, все сразу согласились, потому что это как бы этакая частная хроника отдельного Пикирующего Бомбардировщика. Песня взята из домашней сессии при участии братьев Лищенко. В бонусы к ныне выходящему переизданию будет включена ещё одна вещь с этого квартирника.

2. Как Вы относитесь к пиву?

- Очень хорошо. Мой любимый напиток.

Ufo. Тольятти
Здавствуйте, Егор.
Вы говорили, что новый альбом будет альбомом ОПИЗДЕНЕВШИХ, а не ГО. А под каким из этих названий он пойдёт в тираж? То есть, будет ли продолжение истории про многоточия на обложках и пр. или покупая диск ГО-«new», нужно будет иметь ввиду, что это не ГО. Заранее спасибо за ответ и извините, если от дела оторвал.

- В конце концов, мы решили, что это будет всё-таки альбом Гражданской Обороны. Дело в том, что вообще — это альбом Егора и Опизденевших, но в процессе записи выяснилось, что материал Опизденевших сыгран и записан именно ГО, причём самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жёсткого, демонстративного минимализма. Причём задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжёлым. Единственное, что осталось от первоначального замысла — это натуральное звучание Vox'a, Farfiss'ы Hammond'а. Занятным образом получилось, что демо к этому альбому (весьма, кстати, самодостаточное) — это именно Егор и Опизденевшие, а сам альбом — это Гражданская Оборона. Так или иначе логотип «Егор и Опизденевшие» будет где-то присутствовать в оформлении, пока ещё не знаем, где.

Владимир, Барнаул
Здравствуйте, Егор.
У меня такой вопрос: у нас в стране последнее время складывается нездоровая обстановка, связанная с национализмом, в частности – недавние события в Карелии, растет численность фашистских группировок, которые призывают бить «хачиков», «черножопых», евреев, да и сами евреи, выбившиеся в начальники, берут на хорошие должности только евреев, то есть, по сути, проявляют тот же национализм по отношению к русским. Напишите свое мнение обо всем об этом.

- Я же писал уже обо всём об этом. Прочитайте исчерпывающее заявление от 27.04.05 (Новости). Вкратце можно сказать, что вот такая у нас страна, испокон веку, во все времена, и никаких положительных изменений я не жду и другим не рекомендую ждать.

Сергей, г. Бендеры
привет, Егор! Твое отношение к творчеству The Cure, Бодлеру, Камю?

- У Cure очень хорошие первые две пластинки, а также «Pornography». Творчеством Бодлера как-то никогда особо не интересовался — прошёл мимо меня. Камю и Сартр в молодости оказали на меня сильное влияние, произвели ярчайшее впечатление, как вспышка какая-то. Экзистенциализм вообще, как философия, как жизненная позиция.

Фарид, г.Брянск
У вас на последнем альбоме, да и ранее, встречались вещи в стиле surf, подобная музыка как-то на вас повлияла? И кто здесь вам нравится?

- Не могу сказать, что повлияла — я всю жизнь просто её слушаю и люблю. Одно время хотел даже записать целый инструментальный альбом surf'а (может, когда-нибудь ещё и запишу). Среди тех, кого уважаю в данной плоскости, могу назвать очень многих. Например, Dick Dale, Atlantics, Surfaris, Davie Allan&The Arrows, Astronauts, Takeshi Terauchi, Belkings, разумеется — Ventures. Вообще самый мощнейший surf того времени — это, пожалуй, японский и, как ни странно, шведский и финский. Кстати, сейчас возник мощный revival этой музыки, очень много отличнейших команд.

Борис Суранов
1. С днем рождения, Егор! Кстати, как вы обычно отмечаете подобные события? (вопрос датирован 10 сентября)

- Раньше — вообще никак. А сейчас стараемся уйти или уехать в какие-нибудь странные места. Причём даже не обязательно в этот конкретный день. И там заниматься счастливым ничегонеделанием — просто разговариваем, думаем, выпиваем или просто смотрим на деревья, костёр или там течение реки.

2. На гостевой книге официального сайта ГО высказана мысль, что «Прыг-Скок» — не столько песня, сколько bad trip. Разделяете?

- Нет, не разделяю. Это сознательное введение себя в определённое состояние, это не из области психоделии, а, если быть точным, конкретно из области магии. Это, собственно, ясно из самого содержания песни.

3. Летов, с его же слов, не очень любит играть на рок-фестах, а тут вдруг сразу в двух питерских участвует (Наши в Городе и Окна Открой). С чего бы это?
И есчо, в развитие темы, задетой в прошлых офф-лайнах. Мексиканские грибы, Игорь Федорович, — уже не показатель. Куда круче, насыщеннее и ближе растущие в Коми. Так что осенью — милости просим, а за весенний концерт в Сыктывкаре — спасибо. Драйв был. И ДУХ. Это коллективное резюме. БС.

- На первом — фестиваль был поделён на две сцены, один вроде эстрадный, а другой, как нам сказали, был как бы панковский, почему бы не поучаствовать. А второй фестиваль был вообще некоммерческий, для молодых групп. Принципиально мы не участвуем в откровенно коммерческих вещах типа Крыльев.
Спасибо за приглашение. С удовольствием приедем ещё.

ТАРАС, СПБ
Доброго настроения, Егор!
Во время гастролей, в Нью-Йорке, посещал ли ты исторические панк-места, как то: площадь Джоя, клуб CBGB и пр.? Если да, то испытал ли какие-нибудь особенные чувства???
Про новый альбом не спрашиваю надеюсь услышать.

- Мы в прошлый раз играли практически напротив CBGB. В этот раз только проходили мимо, внутрь не заглядывали. Вызвало очень грустное ощущение — клуб закрывают, последятвия войны с властями очень плачевны, как и в случае с Tacheles'ом в Берлине. Насколько я знаю, поступило предложение открыть CBGB в Лос-Анжелесе, а также в Токио. Причём японцы хотят полностью вывезти его целиком, как Пергамский алтарь. Гораздо большее впечатление возникло от прогулки по Центральному Парку.

Артур, Чебоксары
1). Вам нравится Coil?

- Да. Особенно «Musick To Play In The Dark — vol.2».

2). Вы хорошо отзывались о Green Milk of Planet Orange, Acid Mothers Temple. А как вам следующие группы — Boris,Sunn 0))),Metalux,Gang Gang Dance...

- К сожалению, не знаком. Видимо, это современная сцена, а я за ней пристально не слежу. Меня всё-таки больше занимают 60е года и преимущественно американская музыка, в особенности техасская и калифорнийская.

3). Как Вы относитесь к экспериментальной электронике. Продукции лейблов Warp, Tomlab, Morr Music,~Scape и т.д.

- Отношусь хорошо, но не слушаю:) Очень много потенциально хорошей музыки проходит мимо меня по причине того, что у меня реально не хватает времени, чтобы слушать даже то, что я люблю. Например, мне записали 2 месяца назад 70 пластинок гаражной психоделии, фолк-рока и surf'а, то, что я заказывал, и я до сих пор не успел их даже «протыкать».

4). Какие у Вас отношения с Максимом Семеляком?

- Это наш очень хороший друг. Очень близкий по духу человек. Единственный журналист, с которым я откровенно разговариваю обо всём и который реально о нас что-то знает. У нас много общего в музыкальных вкусах, часто с ним меняемся записями. Так что он не случайно присутствует на обложке «Реанимации».

Сергей Струков (Украина,г.Ровно)
Здравствуй, Егор.
1. Твоё отношение к Сальвадору Дали и к его творчеству?

- Честно говоря, не люблю. Дюже пафосный и помпезный. Считаю, это хорошо сделанный попс.

2. По мне Коэльо — писатель не глубокий и, дескать, писатель для обывателей. Интересно было бы узнать твоё мнение.

- Это уж вообще попс галимый:) Притом тоскливый.

Алексей Чижов, город Нью Йорк. Здравствуйте Егор. У вас в США в 2005 было три концерта, где больше всего понравилось выступать?

- В Сан-Франциско. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, нам пришлось играть 3 дня подряд, с перелетом и переездами, практически не отдыхая и не высыпаясь, что называется «не жрамши, не спамши». А этот был первым, поэтому получился самым энергичным и раскрепощённым, и... счастливым, что ли, чему способствовала атмосфера, свойственная самому городу и вообще Калифорнии.

Кирилл Рябов
Здравствуйте, Егор! Вы смотрели фильм А. Германа «Хрусталёв, машину!»? Если да, какое впечатление он произвел на Вас? Просто мнений по поводу фильма очень много, причем совершенно противоположных. От «худшего фильма всех времён и народов» до «гениального шедевра». БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

- Это «гениальный шедевр», вне всяких сомнений. Герман, возведённый в абсолют. Мы с Натальей ждём-не дождёмся теперь «Трудно быть богом». Судя по фрагментам, это вообще какой-то зашкал.

Дмитрий, Москва:
Доброго дня, Егор! Спасибо Вам за все. Вопрос: скажите, пожалуйста, пару слов о вашем отношении к каждому из основных героев книжки «Братья Карамазовы».

- Ой, нет. Если я буду вам нормально отвечать, это займёт многие сутки.

Сазанов, с. Вад Нижегородская обл.
Здравствуй Егор! Спасибо тебе за твое творчество!!!
Как ты относишься к гностикам. Ни под влиянием ли гностических учений написана «иуда будет в раю»?

- Нет, конечно. При чём тут гностические учения. В целом к гностикам отношусь хорошо, хотя гностики бывают разные. Разброс очень широк: от «правильной (занятной, художественной) духовности» до полного сакрального идиотизма, так что невозможно относиться к самому этому термину — «гностики» — как к чему-то определённому. Я к ним отношусь как к радикальному проявлению красочности человеческого духа, а не как к религиозному явлению. Это в своём роде арт-брют или аутсайдер-арт от ранней христианской или пре-христианской философии.

Кирилл, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Егор!
1.У Вас есть любимый фильм о войне?

- Да много. Так сразу и не скажешь. «Проверки на дорогах», «Они сражались за Родину», «На всю оставшуюся жизнь», «20 дней без войны», «А зори здесь тихие»... много.

2. Что Вы думаете о приглашении на пост главного тренера сбороной России по футболу Гууса Хиддинка?

- Это, с одной стороны, очень хорошо! Но очень жалко Хиддинка. Дело печальное и неблагодарное, и, скорее всего, проигранное. С нашими говнюками невозможно не то, что там выйти куда-то, на какой-нибудь, так сказать, футбольный форум, но и просто не опозориться в планетарном масштабе. Ибо имеют менталитет, не поддающийся ни воспитанию, ни обучению при невиданном внутреннем самовозвеличивании и «избранности», что вообще почему-то свойственно нашему человеку. А тренер очень хороший, но совсем не для нас. При этом я мучительно переживаю за него и за сборную. Это будет здорово, если он каким-то чудесным образом заставит их Играть.

DuReX, г.Кременчуг
Здравствуйте, Егор! Скажите, какие альбомы ГО (кроме ПОПСа) выходили на винилах и можно ли где-нибудь их приобрести?

- Двойник «Всё Идёт По Плану», «Прыг-Скок», «100 Лет Одиночества». Где приобрести, не представляю, это нынче раритетные вещи.

Крылов, Балаково.
1) Собрал почти все ваши альбомы, кроме «Психоделии Тудей». Будет ли издан этот альбом, и можно ли его скачать с сети?

- Может, когда-нибудь и будет издан. Если он и есть в сети, то для слушания непригоден, ибо он до сих пор не сведён. Отдельные вещи из него были использованы в Коммунизмах, в частности, в 11-м. Сейчас появилось свободное время для занятий архивами — возможно, руки и дойдут.

2) Какую самую первую песню вы сочинили?

- Называлась «Шествие» и входила в один из самых ранних Посевов, в какой — не помню. До этого сочинял много песен на английском и псевдоанглийском языке от имени придуманных мной групп.

Ruzt, г. Уфа
Доводилось ли тебе бывать на грани самоубийства? если да, то что тебя останавливало?

- Да, приходилось, но ответить в двух словах очень сложно. Это нечто из разряда описаний психоделического опыта. Можно сказать, что это случалось несколько раз, и каждый раз останавливали совершенно различные факторы, как эмоциональные, так и чисто рациональные. Может быть, расскажу подробней как-нибудь в другой раз.

Denis Korablev
Здравствуй Егор!
Заранее извиняюсь за запутанный вопрос и желаю всем вам долгих лет и сил.
Как часто ты замечаешь, что поменялся как-то, если исключить понятие что мы постоянно меняемся? Происходит это мгновенно или же незаметно подходишь к следующий «ступени»?

- По-разному бывает. Возьмём пример. Возникновение последнего альбома случилось с классического бэд-трипа, кислотной передозировки, если кто не понимает (чего со мной никогда доселе не случалось), который, собственно, и дал толчок к дальнейшему развитию событий. После глобального переосмысления произошедшего, двухнедельного самоочищения и самокопания был предпринят вторичный штурм, после чего я перескочил кучу уровней, получил опыт невероятный, которого у меня не было доселе, и стал в определенном смысле вообще другим человеком. Кроме того, у меня открылся, как я это называю, «колодец», из которого хлынула сама собой поэзия, творчество. Я потом ходил по лесу и всяким пустынным местам с диктофоном и едва успевал записывать то, что из меня изливалось непрерывным разноцветным потоком. Это пример глобального, скачкообразного изменения. В повседневной же жизни всё происходит более медленно, но верно. Надо просто внимательно следить за происходящим внутри тебя и никоим образом себе не врать. Тогда просто делаешь какую-то вещь, пока она окончательно тебе не осточертеет. Как только это осознаёшь, в этот момент начинается новая, и так далее. Это происходит как на уровне эмоций, так и на идейном, и на творческом. Кроме того, если внимательно к себе относиться, то изменения происходят постоянно, с утра до вечера, и даже во сне.

С уважением, Алексей из Рязани.
Привет, Егор.
Слушал ли ты последний альбом «Аквариума», если да, то как ты его оцениваешь. И второй вопрос в догонку, вытекающий из первого: есть ли русскоязычные группы выходы альбомов которых, ты стараешься не пропускать.

- Если это вопрос про «Беспечного Русского Бродягу», то могу сказать вот что. Вообще-то я за творчеством Аквариума не слежу уже очень давно, но тут Семеляк как раз посоветовал послушать — я раздобыл пиратский диск и к страшному своему удивлению вынужден костатировать, что это невероятно превосходный аквариумский альбом, нами теперь частенько включаемый и цитируемый.
Не могу сказать, что есть такие группы, творчество которых я стараюсь не пропускать, но некоторые мне очень интересны — например, Дети Пикассо, Машнин Бэнд, Мессер Чупс, Калинов Мост, Зга...

Михаил, Москва
Егор, расскажи пожалуйста какой микрофон ты использовал для записи вокала на альбоме Русское поле экспериментов. там у голоса довольно жёсткое звучание, звучит офигенно, такое ощущение, что использовалась очень сильная компрессия, вплоть до лёгкого перегруза. вообще, расскажи о том, какие микрофоны ты использовал в раннем творчестве, на записях 87-89 годов.
и чем пользуешься сейчас?

- Сейчас у меня микрофон Rode NT2-A. На прошлых альбомах 58й Shure. С 89 по 95 год это был МКЭ-9, советский микрофон, на котором стоит надпись «1988 г.», знак качества и цена — 43 р., обладающий чрезвычайной звонкостью, характерными жесткими высокими частотами. При этом достигалась хорошая разборчивость текстов, гитарных партий, барабанов и т.п. А до того использовали ноу-хау братьев Лищенко — длинные узконаправленные микрофоны, не помню, как назывались. Их главная беда была — характерные отвратительные «запирания» от прямого пения в мембрану. Приходилось всё время стараться петь куда-то вбок.

ZG, Москва
Зараз прочитал все off-line интервью, и вот созрели такие вопросы:
1)Егор, ты писал что много читаешь, смотришь кино и зрение у тебя не самое лучшее — а ты когда-нибудь пытался восстановить его? Кроме всяких лазерных коррекций зрения, существует много способов и
практик для естественного восстановления зрения за счет простых техник и упражнений.

- Никогда не пытался и, считаю, незачем. Это так же глупо, как бороться со старостью или с накопленным опытом.

2)Изменилось ли твое отношение к своему организму (физическому телу) за последние годы? И какое оно? (например — просто оболочка для сознания)

- Да, изменилось, — как выражается Манагер, «приходится уважать». Не могу себе позволить обращаться с ним так же беспощадно, как в молодые годы. С одной стороны, это грустно, с другой, в этом есть свой юмор.

3)Можешь перечислить хотя бы несколько практик, которые сам проверял, для вхождения в измененное состояние сознания без химии и прочих костылей?

- Дыхание (на счёт), и любая мантрообразная практика. Слушание звуков, всего звучащего вокруг себя. Действия максимально вопреки сиюминутным желаниям. Особенно какие-нибудь смешные, совсем дурацкие.

4)Вы много где бываете, а снимаете ли вы это на видео, или все остается только в памяти и на фото? Не планируете выпустить что-то вроде «tour video»? Многим было бы интересно.

- Одно время снимали, потом надоело — утомительно смотреть на мир через глазок камеры, а главное, потом всё равно никогда это не смотришь. Сейчас мы ограничиваемся фотоаппаратом. Насчёт тур-видео идея есть, но когда она сможет воплотиться, непонятно, это зависит не от нас.

Ян, 19 лет, Москва.
Уважаемый Егор! Большое вам спасибо за ваше творчество. Я в большей степени увлечен британской новой волной 80-х: Cure, Smiths, Joy Division — но ваша музыка живая, заставляет задумываться, и вы единственный русский исполнитель, которого я слушаю так увлеченно.
1.Скажите пожалуйста, как вы относитесь к творчеству таких исполнителей, как Леонард Коэн, Фрэнк Синатра и Моррисси?

- Ну и букет! Коэна очень уважаю, во всяком случае, все ранние альбомы имею. Синатру вообще не уважаю — это ихний Лещенко или типа того, просто эстрадный певец, причём даже не Магомаев, потому что Магомаев человек уровня Пресли, просто у нас не было масштабных синатров всенародного эстрадного звучания и значения. Что касается Моррисси, Smiths я воспринимаю как третьестепенную волну британской новой живой музыки (первая — это год 76-77, панк, нью вэйв; вторая — 80-е, пост-панк, готика, авангардный панк, хардкор, электронщина), а, стало быть, и уважение испытываю минимальное. Поёт хорошо, на гитаре играют витиевато. Не более того. Считаю, в то время появились куда более достойные группы — например, New Model Army, Alarm, Loop.

2. Как вы относитесь к поэтам: Коэну, Дилану и Моррисси?

- Про Морриси ничего сказать не могу. В то время были более достойные деятели в этой области — например, Марк Е.Смит (The Fall). К Коэну отношусь несколько издалека, то, что он делает, мне не очень близко по духу. Хотя «The Partisan» — вообще одна из моих любимых песен. Коэна страшно чтил покойный Селиванов, постоянно пел его песни. Дилана считаю за гения и одного из учителей. «Like A Rolling Stone» — лучшая рок-песня всех времён и народов.

Петр Петрович.
Доброго здоровья, Игорь Федорович!!!
Какая команда и какой игрок больше всего понравились на ЧМ?

- Австралия и Зидан.

Святослав,17 лет,Минск
Когда была написана песня «Маленький принц возвращается домой» и что подоткнуло Вас к созданию данной песни?

- Написана где-то в декабре 89 года для альбома Коммунизма «Хроника Пикирующего Бомбардировщика». Что подтолкнуло не знаю, подтолкнуло пикирование бомбардировщика, коим мы тогда совокупно и являлись.

Лёшка, Киёв. Здравствуйте, Егор!
Расскажите, пожалуйста, на каких гитарах вы играли при записи альбомов'87, и какой аппаратурой пользовались(..примочки, искажения)? Правда ли, что первой вашей гитарой был бас Урал?

- Гитара была Eterna, бас — скрипичнообразный полуакустический Орфей (идеально строящий до сих пор). Примочка была самолично изобретена и сконструирована нашим другом, инженером Дмитрием Логачёвым — это был такой педальный фузз-дисторшн. На более ранних Посевских альбомах использовался советский педальный вау-фузз и басовый бустер, гитара Урал и бас Орфей-Хеброс. Вообще самой первой была гитара со звукоснимателями и выходами, то есть полуэлектрическая, советского производства, которую мне купили лет в 14.

Лена, Санкт-Петербург
Здравствуйте, Егор! В прошлых ответах Вы упомянули, что хотели бы записать альбом каверов современных русских авторов. Если бы такой альбом был записан, какие песни бы туда вошли? Спасибо.

- Честно сказать, сейчас уже не хочу. Вообще никаких каверов не хочу. В связи с принятием закона об авторских правах возникло столько гемороя, что любое вдохновение издалека пропадает, как только задумаешься а сопряжённых последствиях.

Traveler, Москва
1. Егор, Вам ближе позиция Тимоти Лири о том, что всем надо попробовать вещества изменяющие сознания, или Хаксли, который считал, что нужно быть осторожным в этом деле?

- Несомненно, Тимоти Лири.

2. Какое вы расцениваете судьбе Сида Баррета? Можно ли в данном случае говорить о пользе lsd? Мне кажется что до этого ты как-то однозначно положительно высказывался.

- Я вообще не думаю, что то, что случилось с Барреттом, случилось из-за LSD. Более того, существует версия, что с ним вообще ничего не случилось. Что он, как и все, ел LSD, и понял, что всё, что он хотел сделать в данной области, он сделал. После чего занялся тем, чем ему хотелось заниматься в данный момент по-настоящему — ухаживать за цветами, копаться в земле, предварительно разыграв безумие.

3. Давно хотел спросить. Удивился, что вы рекомендуете книгу Метью Коллина и Джона Годфри. Слушая «Гражданскую Оборону», даже все последние альбомы, не скажешь, что вам близка эта культура. По-моему это не «ваш наркотик», или я ошибаюсь? Что можете сказать по поводу рок-музыки Манчестера?

- Что значит «мой наркотик», «не мой наркотик», дело же не в том. Я считаю, что мы живём в едином мире, в нём происходят какие-то движения взимосвязанные. То, что я прочитал — да, это не моя культура, не моё поколение, но, мне показалось, это впрямую вытекает из того, что делали и делаем мы, и течёт в правильную сторону. Меня это радует, хотя я как бы «старичок» по отношению к этому поколению.
Что касаемо Манчестера, я могу говорить только о старых группах, потому что за новой сценой я сознательно не слежу. Поэтому что могу сказать — Buzzcocks, Fall, Joy Division — это здорово.

Андрей Киселевич
1.Песня «Приказ 227» по-настоящему цепляет. Вы писали эту песню под впечатлением от чего-то?

- Я очнулся в 5 часов утра от страшного творческого ошеломления, побежал напевать на диктофон партии гитар. В это время по телевизору шёл документальный фильм о штрафниках. Он состоял из интервью выживших в сталинградской бойне, и я лихорадочно записывал осколки их фраз. Потом всё выстроил, как кубики, математически правильно. И увенчал фразой из одной из передач Александра Гордона.

2. Что за фотография расположена на обложке диска «Тоталитаризм»?

- Если я не ошибаюсь, кадр из фильма «Падение Петербурга» — такая у меня ассоциация. На заднем плане — иллюстрация из знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище».

Никита
Здравствуйте, Игорь Федорович! Вспоминая стихотворение «Ночь»; вы что, своего кота огурцом кормили?

- Все коты, жившие и живущие у меня, кроме одного, приветствуют огурцы, не знаю, почему.

ДА, Москва.
Как ты относишься к поступку Зидана в финальном матче чемпионата мира, как его оцениваешь?

- Грустно, но правильно. Я считаю, произошло самое страшное, что могло произойти в футболе: победила Италия, самая тошнотворно прагматичная команда из участвующих. Причём откровенно погано — сначала против Австралии, вторично — в случае Матерацци. Зидан поступил как живой человек, не более того. Потом была лотерея, и теперь надо осмысливать, почему так получилось, что победили они, что это значит для всех для нас. Это явный знак для дальнейших действий.

Максим Хасанов, Москва.
Давно хочу спросить, как ты относишься к Джонни Кешу, особенно интересно, что ты думаешь по поводу его American IV, и других поздних альбомов?

- К сожалению, я очень плохо его знаю, только сейчас начал интересоваться. Раньше думал, что это просто какой-то эстрадный фолкер, не более того. Лишь последние два года изменил своё мнение, но к сожалению, нету особо времени.

Мешков Борис aka Pyrovozoff, Липецк
Слышал ли ты радиопрограмму Гребенщикова «Аэростат», транслируется на радио России рассказывает и ставит он ту музыку, которая, как сам он выражается «питает его душу» в эфире звучат The Who, Byrds, как-то звучали Башлачев и Янка, что ты думаешь по этому поводу? Нужны ли такие программы? Согласился бы там прозвучать?

- Ничего не могу сказать, не слышал этой программы. Радио слушаю разве что у кого-то в машине. Вообще-то я отвечал на такие вопросы. Приятно, когда в эфире звучит не всякое говно, а неожиданно Byrds, например.

Никитоз,Кемерово
Здравствуйте, дорогой Егор! В «Теории Катастроф», в концовке песни пропеваются Вами четыре ,по-моему, связанные фразы, последняя из которых: «Чем подлее убивают, тем вернее я ЖИВОЙ!» Откуда это? Где можно прочитать/услышать произведение целиком? Космическая признательность за Вашу Оборону.

- В книжке стихов на странице 180 — мини-поэма «Как В Покинутом Городе», вторая часть.

Алексей, г.Магадан
Привет Егор. как относишься к Yellow Pillow, Crushers, King Kongs и прочим отечественным группам аля «гэрэж оф сикстиз»? И ещё, как думаешь, совместим ли русский язык, песни на русском с американской гаражной музыкой 60х? Ведь все вышеперечисленные группы, например, поют почему то только на английском. Тут что какое то особое умение требуется для сочинения песен на русском? Вот есть советская эстрада 60-70х, но там всё же энергия не та. Можешь себе представить например группу Grandma's Rockers на русском языке?

- Роскошно! Они играют гараж, это одна из любимейших моих музык. Но они играют западный, англоязычный гараж, классический, а что это такое? Гаражный рок в 60е годы — это самопальные независимые команды, либо в большинстве своём школьные или университетские команды, играющие на танцах. Поэтому репертуар составляют в основном одни и те же каверы популярных повсеместно в то время хитов, типа «Louie Louie », «I Can Only Give You Everything», «Wild Thing», «You Really Got Me», «Steppin' Stone» и т.д. Это примерно так же, как у нас местячковые ВИА пели на танцплощадках — «Любовь — огромная страна», «Ты ко мне не подходи», «Нет тебя прекрасней», «Зимы и вёсны»... То есть гараж — это не нечто самоценно крутое и важное, это некий фрикаут той эпохи. Этакое проявление наивного искусства. То есть это грязная, жесткая и максимально живая версия поп-музыки данной страны и времени. Поэтому мне понятно, когда современные неофиты этого дела типа Fuzztones до сих пор играют «7&7 Is», «Psychotic Reaction» и «You Gonna Miss Me». Это исторически и культурно объяснимо. А когда наши играют на концертах подобное, для меня это несколько странно. У нас ноги растут скорее из эстрады 60х.
Что касается сочинения на своём языке, то в этом я вообще не вижу никакой проблемы, кроме как духовной лени. Если ты желаешь быть понятым своими, так сказать, земляками (а иначе для кого вообще играть?), тем более занимаясь гаражным творчеством, для этого всяко разно не нужно быть Тредьяковским или Крученых, просто внятно выражайся да и всё. Вот у чехов или у поляков не возникало почему-то никогда такой проблемы. Не говоря уж об японцах.

Сергей Шевелёв, г. Суздаль
Здравствуйте Егор! Читаете ли вы газеты, если да то какие?

- Спорт-Экспресс, Советский Спорт, Футбол-Хоккей, Футбол. Всё. Из журналов — Total Football, Мой Футбол, Весь Футбол и Rolling Stone.

Понарошку! г. Севастополь
Здравствуйте, Егор!
Спасибо за творчество...
У меня к Вам вопрос по поводу концерта «Гражданской Обороны» в городе Симферополь, в 1989 году:
1. По какому критерию Вы в те годы выбирали города, в которых проходили концерты?

- Тогда директором был Сергей Фирсов, по какому критерию он выбирал город непонятно, пригласили — поехал.

2. Почему больше не приезжаете в Крым? Неужели нет реальных предложений?

- Видимо, нет. Вообще вопросами гастролей занимается наш директор, Сергей Попков, я никогда не интересуюсь. Где получается играть, там и играю.

Ядыкар,Новосибирск
Здравствуй, Егор!
Посоветуй какой психодел следует послушать наряду с Jefferson airplane, Love, Kaleidoscope, Deviants?

- Не обязательно слушать именно психоделическую музыку, — любую хорошую, хоть классическую, хоть народную, хоть попс! Ну а уж если вы спрашиваете именно про психоделические команды, то это Group 1850, Green On Red, Rain Parade, Eternity's Children, Marshmallow Overcoat, Strawberry Alarm Clock, Hunger!, St.John Green, Quicksilver Messenger Service, Tim Buckley, 13th Floor Elevators, Gabor Szabo, Electric Prunes, Chocolate Watch Band, Vanilla Fudge, Iron Butterfly, Cold Sun, Donovan, Tomorrow, Butthole Surfers, Odyssey, We The People... То, что сразу в голову пришло.

Сергей, Москва
Егор, как происходит работа над переизданиями? Реставрация происходит на компьютере с помощью программ? Почему они выходят так медленно?

- Это вообще дело архисложное, ибо изначальные носители — это ветхие магнитные плёнки Тасма, Свема и т.п., уже в то время подвергшиеся многочисленным перезаписям по причине недостатка средств. Всё это дело сыпется и скрипит. Первая фаза — это максимально качественная оцифровка с Олимпа, которому тоже немало лет. При этом части лентопротяжного механизма приходится регулировать вручную на протяжении всего процесса. Затем начинается работа непосредственно над звуком: удаление противофазы, шума, «заплёвов», вытягивание «скрытых» частот. Ибо изначальная запись производилось с расчётом на дальнейшую коррекцию. И ещё масса деталей (война с щелчками, тресками, дефектами плёнки и т.д.). При этом идёт исключительно обработка того, что было записано изначально, никаких новых партий никогда не накладывается! No overdubbings! И в последнюю очередь накладывается общий ревер, который принципиально, с учётом последующих обработок, отсутствовал на записи.
Насчёт скорости выхода, это вопрос к издающей фирме. 70% материала — общим числом 40 дисков — было готово уже год назад.

Алексей Зябин
Так сложилось, что я имея диплом инженера работаю продавцом и когда в магазин заходят мои преподаватели, которые меня выделяли, связывали со мной определённые надежды, я готов сквозь землю провалиться. Есть ли на твой взгляд работа, которой можно, а может даже нужно стесняться (стыдиться)?
Огромное спасибо за твоё Творчество.

- Бандитизм. Вот, пожалуй, и всё.

21, 24.09.2006
Егор Летов.
_